М. Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект.
Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого.
Различия между эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. При отношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» - он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и оценкой об «Оно».
В таких отношениях другой человек («Ты») ценен не сам по себе, а рассматривается только с точки зрения того, насколько он удовлетворяет какую-то мою потребность, т.е. становиться безличной функцией («Оно»).
Основной способ переживания «Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им».
Когда же человек использует другого для решения своих проблем, то такое общение есть «монологи, замаскированные под диалог».
Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого.
Различия между эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. При отношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» - он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и оценкой об «Оно».
В таких отношениях другой человек («Ты») ценен не сам по себе, а рассматривается только с точки зрения того, насколько он удовлетворяет какую-то мою потребность, т.е. становиться безличной функцией («Оно»).
Основной способ переживания «Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им».
Когда же человек использует другого для решения своих проблем, то такое общение есть «монологи, замаскированные под диалог».
М. Бубер выделяет три вида диалога: подлинный, технический и замаскированный под диалог монолог.
Первый тип диалога встречается нечасто, в данном случае каждый из участников диалога воспринимает других как личностей и действительно стремиться к «живому взаимоотношению» . Второй тип характерен для современного общества, когда люди общаются друг с другом в силу необходимости, это функциональные отношения.
Что касается третьего вида диалога, то в данном случае участники не видят в других личностей, они движимы «желанием утвердиться в своем тщеславии», это разговор, «в котором каждый считает себя абсолютной и законной величиной, а другого – относительной и сомнительной».
Этот вид диалога М. Бубер называет «адским сборищем безликих фантомов».
Первый тип диалога встречается нечасто, в данном случае каждый из участников диалога воспринимает других как личностей и действительно стремиться к «живому взаимоотношению» . Второй тип характерен для современного общества, когда люди общаются друг с другом в силу необходимости, это функциональные отношения.
Что касается третьего вида диалога, то в данном случае участники не видят в других личностей, они движимы «желанием утвердиться в своем тщеславии», это разговор, «в котором каждый считает себя абсолютной и законной величиной, а другого – относительной и сомнительной».
Этот вид диалога М. Бубер называет «адским сборищем безликих фантомов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий